15 июня состоялась лекция «За буквой закона: Суфизм и исламское право» докторанта факультета ближневосточных исследований Мичиганского университета Кямала Гасымова (США).
В первую очередь Кямал Гасымов очертил значение суфизма, как исламское аскетическо-мистическое движение, которое возникло в конце VIII века на территории Умайадского и Аббасидского халифатов (Ирак, Сирия, Хорасан, Центральная Азия). Ранние мусульманские аскеты (зуххад), богомольцы ('уббад), подвижники (нуссак), суфии (суфийа; мутасаввифа) пытались очистить себя от скверны, избавиться от привязанности к мирским благам, и достичь предельной близости с Богом. Основные практики, которые применяли суфии: самосозерцание, голодание, добровольная бедность и т.д
Суфийская традиция выделяет две основные теоретические и практические школы исламского мистицизма (период консолидации суфизма, 9-10-го вв.):
- «Опьяненный суфизм» Абу Йазида аль-Бистами (ум. 875 г.)
- «Трезвый суфизм» ал-Джунайда ал-Багдади (ум. 810 г.).
При этом различные периоды исламской истории, мусульманские законоведы часто обвиняли мусульманских мистиков-аскетов (суфиев) в отступлении от шариатских норм и в проповедовании различных "еретических" идей. Однако, суфийские тексты, как раннего периода (Х-XI вв.), так и позднего времени (XV–XVI вв.) показывают, что многие суфии не только обозначали исламское право как одну из основ мистического пути, но и выработали свой особый подход к исламской правовой теории и ритуальной практике.
На лекцию зарегистрировалось более 60 участников с Киргизстана, Казахстана, Грузии, Узбекистана, Украины и других стран. Участники благодарили лектора Кямала Гасымова за насыщенную и интересную лекцию. Вскоре лекция будет доступна в записи на YouTube канале Института Интеграции Знаний.